2024-01-17 Мы оказываем помощь по делам о медицинских ошибках не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России. » далее

2024-01-17 На сайте "Прямая причинно-следственная связь" опубликована новая статья: "Практика медицинского адвоката. Проблемы и решения". » далее

2024-01-17 Судебная практика » далее

все новости »


1. Формула расчета морального вреда. Тариф на страдания. Верховный суд разработал таблицу для расчета выплат за причинение морального вреда » читать

2. Что полезно знать, взаимодействуя с органами государственной власти » читать

3. Что полезно знать, взаимодействуя с судом » читать

все советы »

Формула расчета морального вреда. Тариф на страдания. Верховный суд разработал таблицу для расчета выплат за причинение морального вреда

Хотя моральный вред продолжает оставаться так называемой «оценочной» категорией, но за последние годы произошли существенные изменения. Сумма, заявляемая в суде в порядке компенсации морального вреда (физических и нравственных страданий) по-прежнему зависит от усмотрения самого Истца, адвоката Истца и  судьи, слушающего дело. Но, тем не менее, появилась так называемая  формула Эрделевского, которой к сожалению, пользуются далеко не все адвокаты. Наглядный расчет компенсации морального вреда пока не очень известен и популярен, а между тем мы в каждом деле рассчитываем моральный вред именно по этой формуле консультанта Верховного суда РФ. Судьи уже применяют ее, но только в том случае, когда расчет по такой формуле заявляется стороной, учитывают  расчет по этой формуле при постановлении судебного решения и ссылаются на этот расчет при вынесении судебного решения. А рассчитывается ли сумма компенсации морального вреда в других странах?

 Комментарий к статье адвоката Рехер (Астаховой) К.Д.

Главная «Новые Известия» за 11 августа 2008 года

 УЖЕ ИСТОРИЯ

 

Тариф на страдания. Верховный суд разрабатывает таблицы для расчета выплат за причинение морального вреда

 

МАРГАРИТА ВЕРХОВСКАЯ

Законопроект о «стандартизации» расплат за моральные страдания пока находится в разработке. Его авторы, обосновывая свою законотворческую инициативу, утверждают, что нынешняя система, при которой служитель Фемиды может назначить любую сумму компенсации, неэффективна и приводит к коррупции в судейском сообществе. Эксперты же сомневаются, что в тарифную сетку будут внесены все важные параметры, влияющие на размер компенсации. В любом случае суммы компенсации за причинение морального вреда с принятием нового закона должны возрасти. Правда, к американским и европейским стандартам они все равно не приблизятся.

 По но­вой шка­ле пла­ни­ру­ет­ся рас­счи­ты­вать мо­раль­ный ущерб всем по­стра­дав­шим - от род­ствен­ни­ков пас­са­жи­ра, по­гиб­ше­го в авиа­ка­та­стро­фе, до по­ку­па­те­лей, об­ма­ну­тых в со­сед­нем га­стро­но­ме. Этот про­ект еще толь­ко го­то­вят спе­ци­а­ли­сты Вер­хов­но­го су­да под ру­ко­вод­ством пред­се­да­те­ля ВС Вя­че­сла­ва Ле­бе­де­ва. А пар­ла­мен­та­рии уже за­яви­ли, что та­кой за­кон стране ну­жен. «Необ­хо­ди­мы чет­кие кри­те­рии рас­че­та мо­раль­но­го вре­да, - вы­ра­зил «НИ» свое мне­ние гла­ва дум­ско­го ко­ми­те­та по граж­дан­ско­му, уго­лов­но­му, ар­бит­раж­но­му и про­цес­су­аль­но­му за­ко­но­да­тель­ству Па­вел Кра­ше­нин­ни­ков. - Судьи не при­вык­ли при­суж­дать боль­шие сум­мы, а ми­зер­ные ком­пен­са­ции на­но­сят ист­цам еще боль­шие мо­раль­ные стра­да­ния».

По­ка что та­ри­фы, по ко­то­рым Вер­хов­ный суд пред­ла­га­ет рас­счи­ты­вать раз­мер ком­пен­са­ций, не раз­гла­ша­ют­ся. Как рас­ска­зал «НИ» ис­точ­ник, близ­кий к раз­ра­бот­чи­кам за­ко­на, сум­мы ком­пен­са­ций с по­яв­ле­ни­ем си­сте­мы та­ри­фи­ка­ции бу­дут вы­ше, чем сей­час, но все рав­но они бу­дут да­ле­ки от вы­плат, ко­то­рые при­суж­да­ют­ся в США и За­пад­ной Ев­ро­пе. Но в этом есть ра­ци­о­наль­ное зер­но. Юри­сты объ­яс­ня­ют, что при со­зда­нии лю­бой си­сте­мы та­ри­фи­ка­ции учи­ты­ва­ет­ся в первую оче­редь эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние стра­ны. «В на­шей стране уро­вень жиз­ни го­раз­до ни­же, чем в Аме­ри­ке, - за­ме­тил в раз­го­во­ре с «НИ» ви­це-пре­зи­дент Со­ю­за ад­во­ка­тов Рос­сии Игорь Тру­нов. - На­при­мер, ря­до­вые граж­дане, на ко­то­рых по­да­ют в суд, про­сто не смо­гут вы­пла­тить за при­чи­не­ние мо­раль­но­го вре­да сум­мы со мно­ги­ми ну­ля­ми».

Еще, как утвер­жда­ет ис­точ­ник, за­ко­но­про­ект не преду­смат­ри­ва­ет раз­ный раз­мер вы­плат для лю­дей с раз­ным ста­ту­сом. То есть при под­сче­те ком­пен­са­ции не бу­дет учи­ты­вать­ся, ко­му на­не­сен мо­раль­ный ущерб - вид­но­му го­су­дар­ствен­но­му де­я­те­лю или про­сто­му ра­бо­че­му. Это со­от­вет­ству­ет Кон­сти­ту­ции, в ко­то­рой ука­за­но, что все граж­дане Рос­сии рав­ны пе­ред за­ко­ном.

Прав­да, ад­во­кат Тру­нов с та­ким под­хо­дом к ра­вен­ству не со­гла­сен. «Эта обез­ли­чен­ность, ко­гда по­ли­тик и уго­лов­ный эле­мент, зло­упо­треб­ля­ю­щий ал­ко­го­лем, оце­ни­ва­ют­ся в оди­на­ко­вых циф­рах, неспра­вед­ли­ва, - убеж­ден наш со­бе­сед­ние. - Сум­ма мо­раль­но­го вре­да долж­на рас­счи­ты­вать­ся в за­ви­си­мо­сти и от воз­рас­та, и от зар­пла­ты, и от со­ци­аль­ной ка­те­го­рии от­вет­чи­ка. На­при­мер, ес­ли по чьей-то вине по­гиб эф­фек­тив­ный и рен­та­бель­ный по­ли­тик, его ма­лень­кие де­ти, в си­лу сво­е­го воз­рас­та, мо­гут не осо­зна­вать по­те­ри от­ца, но они ли­шат­ся хо­ро­ших усло­вий су­ще­ство­ва­ния - и это боль­шая нрав­ствен­ная трав­ма».

От­ме­тим, что таб­ли­цы для рас­че­та мо­раль­но­го ущер­ба - это не рос­сий­ское ноу-хау. С боль­шим или мень­шим успе­хом ими поль­зу­ют­ся во мно­гих за­пад­ных стра­нах. В Ве­ли­ко­бри­та­нии су­ще­ству­ет ко­мис­сия по во­про­сам ком­пен­са­ции мо­раль­но­го вре­да, ко­то­рая при­ме­ня­ет в сво­их рас­че­тах та­риф­ную схе­му 1994 го­да. В ней по­дроб­но опи­са­ны усло­вия и сум­мы вы­плат в за­ви­си­мо­сти от об­сто­я­тельств. «В раз­ных пра­во­вых си­сте­мах лю­ди стре­ми­лись уста­но­вить пре­де­лы су­деб­но­го усмот­ре­ния, - рас­ска­зал «НИ» пред­се­да­тель ко­ми­те­та Гос­ду­мы по кон­сти­ту­ци­он­но­му за­ко­но­да­тель­ству и го­су­дар­ствен­но­му стро­и­тель­ству Вла­ди­мир Пли­гин. - В США да­же су­ще­ству­ет по­доб­ная шка­ла в рам­ках уго­лов­но­го пра­ва - по сум­ме бал­лов вы­чис­ля­ет­ся ме­ра на­ка­за­ния, и су­дья не мо­жет в сво­ем при­го­во­ре уй­ти да­ле­ко от этих рас­че­тов».

 

Су­деб­ный счет­чик

В Вер­хов­ном су­де «НИ» рас­ска­за­ли, что но­вый за­ко­но­про­ект раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся в рам­ках дей­ству­ю­щей в Рос­сии ан­ти­кор­руп­ци­он­ной про­грам­мы. Вве­де­ние стан­дар­тов вы­плат яко­бы по­ме­ша­ет кор­рум­пи­ро­ван­ным су­дьям вы­но­сить опла­чен­ные ре­ше­ния, а за­ко­но­по­слуш­ным слу­жи­те­лям Фе­ми­ды поз­во­лит сдер­жи­вать на­пор тре­бо­ва­ний «за­ин­те­ре­со­ван­ных лиц». «На су­дей по­сто­ян­но ока­зы­ва­ет­ся дав­ле­ние, осо­бен­но со сто­ро­ны мест­ных вла­стей и биз­не­са», - под­твер­дил «НИ» су­дья Мосгор­су­да в от­став­ке, за­слу­жен­ный юрист Рос­сии Сер­гей Па­шин. Ад­во­ка­ты, в свою оче­редь, ра­ду­ют­ся, что вме­ша­тель­ство то­го или ино­го судьи в ре­ше­ние бу­дет ми­ни­маль­ным. «Неред­ко в су­деб­ном усмот­ре­нии мож­но за­по­до­зрить кор­руп­ци­он­ную со­став­ля­ю­щую, ведь слу­жи­тель Фе­ми­ды мо­жет на­зна­чить ком­пен­са­цию и в рубль, и в сто мил­ли­о­нов, и оба ре­ше­ния бу­дут за­кон­ны­ми», - от­ме­тил г-н Тру­нов.

Но здесь есть и дру­гая сто­ро­на. По сло­вам судьи Кон­сти­ту­ци­он­но­го су­да в от­став­ке Та­ма­ры Мор­ща­ко­вой, борь­ба с кор­руп­ци­ей не долж­на ос­но­вы­вать­ся на этом за­коне, ина­че страх быть об­ви­нен­ным во взя­точ­ни­че­стве свя­жет ру­ки су­дьям и они пе­ре­ста­нут ду­мать о спра­вед­ли­во­сти при­го­во­ра. «Судьи бу­дут пом­нить лишь о том, как со­б­лю­сти стан­дарт, хо­тя в кон­крет­ном слу­чае, мо­жет быть, спра­вед­ли­вее при­су­дить боль­шую или мень­шую сум­му, чем по та­ри­фу», - убеж­де­на г-жа Мор­ща­ко­ва.

Дру­гое де­ло, что и сей­час слу­жи­те­ли Фе­ми­ды ощу­ща­ют сво­е­го ро­да пре­дел, вы­ше ко­то­ро­го сум­му ком­пен­са­ции они не на­зна­чат. «Су­деб­ные ре­ше­ния ча­сто по­па­да­ют в вы­ше­сто­я­щие ин­стан­ции, - уточ­ня­ет Та­ма­ра Мор­ща­ко­ва. - Там их обыч­но кор­рек­ти­ру­ют. Но ведь ни один су­дья не хо­чет, что­бы его ре­ше­ние от­ме­ня­ли, а де­ло от­прав­ля­ли на но­вое рас­смот­ре­ние. Так и фор­ми­ру­ет­ся неглас­ный стан­дарт».

Ста­ти­сти­ка по ком­пен­са­ци­ям по­ка­зы­ва­ет, ка­кой при­мер­но в Рос­сии сло­жил­ся стан­дарт вы­плат. По дан­ным Су­деб­но­го де­пар­та­мен­та при ВС РФ, сред­ние вы­пла­ты (вклю­ча­ю­щие и ма­те­ри­аль­ный, и мо­раль­ный вред) по де­лам о за­щи­те прав по­тре­би­те­ля в сфе­ре тор­гов­ли со­став­ля­ют око­ло 60 тыс. руб­лей, об уве­чье кор­миль­ца в свя­зи с ис­пол­не­ни­ем тру­до­вых обя­зан­но­стей - око­ло 100 тыс. руб­лей. Жизнь че­ло­ве­ка оце­ни­ва­ет­ся по-раз­но­му - но ред­ко боль­ше мил­ли­о­на руб­лей. Ес­ли ущерб воз­ме­ща­ет ви­нов­ный в убий­стве, ко­то­ро­му к то­му же при­дет­ся от­си­деть срок, сум­ма ком­пен­са­ции со­ста­вит не бо­лее 100-200 тыс. руб­лей. С юри­ди­че­ско­го ли­ца, по вине ко­то­ро­го по­гиб­ли лю­ди, мож­но «вы­тря­сти» боль­ше - 300-500 тыс. руб­лей. На про­шлой неде­ле Со­вет­ский рай­он­ный суд Аст­ра­ха­ни обя­зал Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги вы­пла­тить 300 тыс. руб­лей за смерть че­ло­ве­ка в по­ез­де. Во вре­мя дви­же­ния со­ста­ва пас­са­жир упал с верх­ней пол­ки ва­го­на и раз­бил­ся на­смерть. Суд вы­яс­нил, что про­вод­ни­ки свое­вре­мен­но не пред­ло­жи­ли пас­са­жи­ру вос­поль­зо­вать­ся рем­ня­ми без­опас­но­сти. У по­гиб­ше­го оста­лись же­на и ма­лень­кий сын.

Со вре­ме­нем у каж­до­го судьи скла­ды­ва­ет­ся своя си­сте­ма та­ри­фов. «По де­лам об убий­ствах я обыч­но при­суж­дал род­ствен­ни­кам по­гиб­ших столь­ко, сколь­ко они про­си­ли, ведь это все-та­ки жизнь че­ло­ве­ка, - вспо­ми­на­ет су­дья в от­став­ке Сер­гей Па­шин. - Тре­бо­ва­ния, кста­ти, бы­ли со­вер­шен­но раз­ные - от 20 до 240 тыс. руб­лей». Ве­ли­чи­на вы­плат мо­жет за­ви­сеть и от на­се­лен­но­го пунк­та. На­при­мер, в Ка­ли­нин­гра­де суд по­ста­но­вил вы­пла­тить 100 тыс. руб­лей ком­пен­са­ции мо­раль­но­го вре­да жен­щине, на ко­то­рую на­па­ла со­ба­ка. Гу­ляв­ший без по­вод­ка пес по­ку­сал жен­щине пред­пле­чье. А Зю­зин­ский рай­он­ный суд сто­ли­цы ре­шил, что эта сум­ма слиш­ком ве­ли­ка, по­это­му 55-лет­ний моск­вич, ко­то­ро­му в бед­ро вце­пил­ся чау-чау, по­лу­чил все­го 10 тыс. руб­лей.

По­пыт­ки по­стра­дав­ших про­счи­тать ком­пен­са­ции за на­не­сен­ный мо­раль­ный ущерб успе­ха обыч­но не при­но­сят. Гла­ва са­мар­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Го­лос» Люд­ми­ла Кузь­ми­на тре­бо­ва­ла от го­су­дар­ства 43 тыс. 600 руб­лей за неоправ­дан­ные об­ви­не­ния в из­би­е­нии че­ло­ве­ка на ак­ции про­те­ста, неза­кон­ные по­пыт­ки за­крыть ее «Го­лос», а та­к­же об­ви­не­ния в ис­поль­зо­ва­нии кон­тра­факт­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния. За каж­дый из 300 дней необос­но­ван­но­го пре­сле­до­ва­ния, ко­гда ее счи­та­ли по­до­зре­ва­е­мой, г-жа Кузь­ми­на по­тре­бо­ва­ла по 100 руб­лей, а за каж­дый день на­хож­де­ния в ста­ту­се об­ви­ня­е­мой по уго­лов­но­му де­лу о кон­тра­факт­ном ПО - по 200 руб­лей. Суд от­ка­зал­ся учесть невы­со­кие, по су­ти, тре­бо­ва­ния пра­во­за­щит­ни­цы и по­ста­но­вил вы­пла­тить ей в ка­че­стве ком­пен­са­ции мо­раль­но­го вре­да все­го 20 тыс. руб­лей.

 

Таб­ли­ца умно­же­ния вы­плат

Несмот­ря на то что раз­ра­ба­ты­ва­е­мый стан­дарт вы­плат по­мо­жет су­дьям снять с се­бя от­вет­ствен­ность за воз­мож­ные про­ма­хи, слу­жи­те­ли Фе­ми­ды при­ня­ли идею та­ри­фи­ка­ции на­сто­ро­жен­но. «За­ко­но­про­ект еще не при­нят, и нет су­деб­ной прак­ти­ки по нему, по­это­му труд­но го­во­рить о том, об­лег­чит ли он ра­бо­ту су­дьям», - за­яви­ла «НИ» пресс-сек­ре­тарь Мосгор­су­да Ма­ри­на Ма­лы­ги­на.

Юри­сты же го­во­рят, что часть важ­ных па­ра­мет­ров, воз­дей­ству­ю­щих на сум­му вы­пла­ты, на­вер­ня­ка не вой­дет в од­ну сет­ку. «Фи­зи­че­ские и нрав­ствен­ные стра­да­ния - это слож­но опи­сы­ва­е­мое по­ня­тие, - по­яс­нил «НИ» сто­лич­ный ад­во­кат Ан­тон Ле­ляв­ский. - По­это­му со­здать та­риф­ную сет­ку, ко­то­рая бы учи­ты­ва­ла все мно­же­ство об­сто­я­тельств, не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным». Но судьи уве­ря­ют, что они при вы­не­се­нии ре­ше­ния учтут все об­сто­я­тель­ства де­ла. «Таб­ли­цы - толь­ко вспо­мо­га­тель­ное сред­ство, - рас­ска­за­ла «НИ» су­дья в от­став­ке Та­ма­ра Мор­ща­ко­ва. - В лю­бом слу­чае при­го­вор бу­дет вы­но­сить не ма­ши­на, а че­ло­век».

МАР­ГА­РИ­ТА ВЕР­ХОВ­СКАЯ

11 ав­гу­ста 2008 г.

 

ВО ФРАН­ЦИИ РАС­ЧЕТ СУМ­МЫ ВЫ­ПЛАТ ПРО­ПИ­САН ДАВ­НО И ЧЕТ­КО 

Фран­цуз­ские судьи при­ни­ма­ют ре­ше­ния о ком­пен­са­ци­ях, ру­ко­вод­ству­ясь за­ко­ном аж от 1881 го­да. Они же опре­де­ля­ют и раз­мер ущер­ба, ис­хо­дя, ко­неч­но, уже из се­го­дняш­них ре­а­лий. Про­це­ду­ра чет­ко про­пи­са­на, и про­сто­ра для «твор­че­ства» у су­дей немно­го. На­при­мер, по мест­ным за­ко­нам, ви­нов­ный в пуб­лич­ном оскорб­ле­нии че­сти и до­сто­ин­ства мо­жет быть при­го­во­рен к го­ду тюрь­мы и (или) к 45 тыс. ев­ро штра­фа. Это мак­си­маль­ное на­ка­за­ние. Од­на­ко сум­ма по­те­ри для са­мо­го кле­вет­ни­ка мо­жет ока­зать­ся зна­чи­тель­но боль­ше, ес­ли оскорб­лен­ный обос­ну­ет ма­те­ри­аль­ный ущерб, ко­то­рый он по­нес в свя­зи со зло­на­ме­рен­ным на­ве­том. Та­к­же об­ви­ня­е­мый мо­жет до­ка­зать, что осу­ществ­лял спра­вед­ли­вое пра­во ин­фор­ми­ро­вать об­ще­ствен­ность. То­гда со­ста­ва пре­ступ­ле­ния нет. На­о­бо­рот, лю­бая по­пыт­ка под ви­дом за­щи­ты че­сти и до­сто­ин­ства огра­ни­чить пра­во об­ще­ствен­но­сти на ин­фор­ма­цию - то­же под­суд­ное де­ло. Вспо­ми­на­ет­ся скан­дал де­ся­ти­лет­ней дав­но­сти, ко­гда мэр Мар­се­ля Жан-Клод Год­эн по­лу­чил по су­ду за оскорб­ле­ние 300 ты­сяч фран­ков, а ли­дер од­ной из пар­тий Фран­с­уа Лео­тар - мил­ли­он фран­ков. Они бы­ли «ге­ро­я­ми» кни­ги Жан-Ми­ше­ля Верне и Ан­дре Ру­жо «Де­ло Ян Пья - убий­цы в серд­це вла­сти». Этот слу­чай ин­те­ре­сен еще и тем, что в кни­ге они не на­зва­ны по име­нам, но без­оши­боч­но уга­ды­ва­лись в пер­со­на­жах.

Алек­сандр МИ­НЕ­ЕВ, Па­риж-Брюс­сель

 

ПО­СТРА­ДАВ­ШИЕ НЕМ­ЦЫ ОТ­ДА­ЮТ СВОИ ВЫ­ИГ­РЫ­ШИ НА БЛА­ГО­ТВО­РИ­ТЕЛЬ­НОСТЬ

В Гер­ма­нии как ни­где уме­ют на­хо­дить кри­те­рии неиму­ще­ствен­но­го вре­да и опре­де­лять раз­мер его ком­пен­са­ции. Здесь ведь еще в 1900 го­ду в «Граж­дан­ском уло­же­нии» по­явил­ся па­ра­граф, вво­дя­щий нрав­ствен­ный ущерб как «вред, вы­ра­жа­ю­щий­ся в ума­ле­нии че­сти, до­сто­ин­ства, на­ру­ше­нии нрав­ствен­но­го здо­ро­вья, при­чи­не­нии тяж­ких пе­ре­жи­ва­ний, стра­да­ний...» Осо­бо тща­тель­но в ФРГ рас­смат­ри­ва­ют­ся ис­ки от тех, кто стал жерт­вой непра­во­мер­ных дей­ствий «си­ло­ви­ков». По­сле од­но­го оши­боч­но­го аре­ста, слу­чив­ше­го­ся еще в 1971 го­ду, в ФРГ сра­зу же при­ня­ли за­кон, со­глас­но ко­то­ро­му каж­дый день непра­во­мер­но­го ли­ше­ния сво­бо­ды стал оце­ни­вать­ся в 10 ма­рок. Эта сум­ма по­сто­ян­но воз­рас­та­ла в за­ви­си­мо­сти от по­сле­ду­ю­щих при­го­во­ров. Ле­том 2006 го­да бер­лин­ские опе­ра­тив­ни­ки за­дер­жа­ли неко­е­го Ял­ло­ха, сбыт­чи­ка нар­ко­ти­ков, но тот успел про­гло­тить па­ке­тик с ко­ка­и­ном. То­гда по­ли­ция на­силь­ствен­но вве­ла ему рвот­ное сред­ство. Это да­ло ад­во­ка­ту по­вод жа­ло­вать­ся: мол, стра­жи по­ряд­ка мог­ли бы до­ждать­ся вы­хо­да упа­ков­ки «есте­ствен­ным пу­тем». А вот про­тал­ки­ва­ние в пи­ще­вод ка­те­те­ра при­чи­ни­ло под­за­щит­но­му мо­раль­ный вред. Нар­ко­ди­лер яко­бы несколь­ко но­чей не спал по­сле та­ко­го бес­це­ре­мон­но­го об­ра­ще­ния. Са­мое по­ра­зи­тель­ное - это то, что по­са­жен­но­му на пять лет Ял­ло­ху при­су­ди­ли ком­пен­са­цию в раз­ме­ре 10 тыс. ев­ро. Юри­ди­че­ская прак­ти­ка ФРГ зна­ет и ку­да бо­лее вну­ши­тель­ные вы­пла­ты. Осо­бен­но ча­сто по 100 тыс. и бо­лее ев­ро при­суж­да­ют по­сле се­рьез­ных ава­рий и тяж­ких вра­чеб­ных оши­бок. При этом ак­тив­но по­ощ­ря­ет­ся прак­ти­ка пе­ре­да­чи по­тер­пев­ши­ми наи­бо­лее круп­ных де­неж­ных воз­ме­ще­ний в фон­ды бла­го­тво­ри­тель­ных и гу­ма­ни­тар­ных ор­га­ни­за­ций.

Сер­гей ЗО­ЛОВ­КИН, Бер­лин

 

КОМ­ПЕН­СА­ЦИИ В АМЕ­РИ­КЕ: СЧЕТ ПО­ШЕЛ НА МИЛ­ЛИ­О­НЫ

В на­ча­ле это­го го­да в од­ном из чи­каг­ских ре­сто­ра­нов во вре­мя ужи­на про­изо­шел по­учи­тель­ный ин­ци­дент. Офи­ци­ант­ка раз­ли­ла со­ус жар­ко­го на но­вую ме­хо­вую шу­бу од­ной из по­се­ти­тель­ниц. Ме­не­джер ре­сто­ра­на по­обе­щал со­об­щить по­стра­дав­шей о сро­ке вы­пла­ты ей ком­пен­са­ции. Но в те­че­ние двух ме­ся­цев ад­ми­ни­стра­ция ре­сто­ра­на не вы­пол­ни­ла обе­ща­ние. Де­ло бы­ло рас­смот­ре­но в су­де. Ис­пор­чен­ная со­усом шу­ба бы­ла оце­не­на в три тыс. дол­ла­ров, а ком­пен­са­ция мо­раль­но­го ущер­ба обо­шлась ре­сто­ра­ну еще в од­ну тыс. дол­ла­ров. Од­на­ко ес­ли ве­рить бю­ро кри­ми­наль­ной ста­ти­сти­ки, в США по­дав­ля­ю­щее чис­ло су­деб­ных дел с ком­пен­са­ци­ей по­стра­дав­шим их мо­раль­но­го ущер­ба свя­за­ны с вра­чеб­ны­ми ошиб­ка­ми. По дан­ным на­ци­о­наль­но­го ин­сти­ту­та ме­ди­ци­ны, наи­бо­лее ча­стые слу­чаи небреж­но­го от­но­ше­ния вра­чей к па­ци­ен­там про­ис­хо­дят при вы­пис­ке ле­карств или доз ме­ди­ка­мен­тов. Рас­хо­ды на ле­че­ние по­стра­дав­ших обо­шлись в про­шлом го­ду ме­д­учре­жде­ни­ям по­чти в 800 млн. дол­ла­ров. А по све­де­ни­ям бю­ро кри­ми­наль­ной ста­ти­сти­ки, еже­год­но в США по­чти 20% те­ра­пев­тов ста­но­вят­ся от­вет­чи­ка­ми по су­деб­ным де­лам, свя­зан­ным с вра­чеб­ной небреж­но­стью. Но из них толь­ко чет­верть вра­чей бы­ли при­зна­ны ви­нов­ны­ми. Сум­мы пре­дель­ных вы­плат по­стра­дав­шим па­ци­ен­там раз­ные в каж­дом шта­те. В Вир­джи­нии, на­при­мер, он ра­вен 500 тыс. дол­ла­ров, в Вис­кон­сине - 1 млн. дол­ла­ров. А в шта­те Небрас­ка пре­дель­ная сум­ма ком­пен­са­ции до­стиг­ла да­же 1 750 000 дол­ла­ров.

Бо­рис ВИ­НО­КУР, Чи­ка­го

 

По материалам Ежедневной Общероссийской газеты «Новые известия» newizv.ruaccidents/2008-08-11na-stradanija.html 

 

Опубликовано 2024-01-17